Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти

 
Расширенный поиск

51462 Сообщений в 4467 Тем- от 1634 Пользователей - Последний пользователь: forrest_explorer

13 Августа 2020, 05:24:33
Форум черкасских велобайкеровВеложизньВелофлуд (Модераторы: Billy, Pavka, Edwardpo)Пост 8-мартовской лихорадке посвящается: В
Страниц: [1]   Вниз
Печать
Автор Тема: Пост 8-мартовской лихорадке посвящается: В  (Прочитано 1526 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Pigled
Веломонстр
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 554


Стахановец


Просмотр профиля
« : 14 Марта 2009, 22:53:59 »

(Взято в жж http://melbaa.livejournal.com/ и написано от ее имени и с ее  же разрешения)

Иногда, роясь на сайтах или в книгах в поисках открыток и информации по началу 20 века, я нахожу интересные фотографии и рисунки, которые хочется показать. Если их набирается несколько, возникает желание посвятить им целый пост.

В одном из недавних постов я коснулась темы велосипедов в эдвардианскую эпоху. Она оказалась пиком их популярности – автомобили все еще являлись новинкой и стоили целое состояние, а велосипеды уже были усовершенствованы до такой степени, что на них можно было ездить безопасно, причем не только в городах. Например, австралийские стригали (овечьи «парикмахеры») начали использовать популярный и не требующий особого ухода вид транспорта в буше вместо лошадей, переезжая от одной фермы к другой.

Но если мужчины пересели с обычного коня на железный легко и естественно, женщинам это стоило больших усилий.

История освоения велосипеда прекрасной половиной человечества неразрывно связана с ее, половины, борьбой – нет, не за равенство даже, а просто за право носить удобную одежду. До того, как в середине века появился кринолин – гибкий каркас из стальных прутов, надеваемый под платье для создания модного тогда силуэта, – женщинам приходилось носить до восьми нижних юбок. И даже после изобретения кринолина суммарный вес дамского костюма мог достигать семнадцати килограммов!

В 1851 году в Нью-Йорке Амалия Блумер, борец за права женщин, появилась на людях в юбке до колен и мешковатых штанах, сшитых наподобие шаровар. На самом деле, их изобрела другая свободомыслящая дама, Элизабет Смит-Миллер, но в историю штаны вошли как блумеры.

Амалия Блумер в штанах ее имени.

Тогда революции в моде не получилось (причины тому называются разные), и женщины продолжали носить длинные юбки. Неизвестно, как долго бы это продолжалось, не появись в их жизни такой удачный повод – велосипед.

Вначале, впрочим, модели были совсем уж неподходящими для хрупких дам в корсетах – вспомним «пауков» с огромным передним колесом. Появившиеся затем трициклы были гораздо удобнее; мы с вами видели женский трицикл на велосипедном шоу. А вот «супружеский» вариант, который любил, в частности, Конан Дойл.

С изобретением «безопасной» модели – привычные нам сегодня два колеса одинакового диаметра и рама – женщины принялись осваивать и ее.

Позировать с велосипедом в длинном платье, естественно, гораздо проще, чем ездить на нем в таком виде. Рискованность подобного активного отдыха наглядно демонстрирует австралийская карикатура 1906 года.

Любимый, я еду к тебе!

В 1894 году некая миссис Джордж Д. Джонстон рассказывала о собственном печальном опыте в американском журнале Ladies' Standard Magazine: «Прошлым летом мы с друзьями катались на велосипедах в очень ветреную погоду. Моя юбка намоталась на педаль, и я упала. Из-за высокой скорости падение было таким сильным, что я сломала руку и слегла на шесть недель. После этого я решила, что никогда больше не буду ездить в юбке, и, если рука все-таки заживет, стану носить блумеры». К статье миссис Джонстон приложила свои эскизы универсального костюма, который объединял бы удобство штанов и женственность платья. Юбка была устроена таким образом, что можно было закрепить ее вокруг ног, и получалось нечто вроде шаровар. Покатавшись, юбку можно было вернуть в прежнее положение, дабы не оскорблять своим видом взоры окружающих.

Эскиз велосипедного костюма.
Отношение к велоштанам в обществе было двойственным. С одной стороны, существовало популярное мнение, что дама, надевающая несвойственную ее полу одежду, неизбежно приобретает мужские черты – такие как влечение к женщинам. До относительно недавнего времени женская гомосексуальность для большинства людей была явлением за пределами воображения: настолько ужасно, что об этом и помыслить не могли. Поэтому, собственно, явления как бы не существовало*. Как только общество созрело достаточно, чтобы впустить такую идею в сознание, ее прочно связали с ношением мужской одежды.

С другой же стороны, со второй половины 19 века усилиями суфражисток** начал формироваться образ «новой женщины», и постепенно все больше представительниц слабого пола стремились ему соответствовать. Труднее всегда приходится первым, последующие идут по относительно расчищенной дороге. Женщины начинают вести более активный образ жизни – в частности, осваивают спорт, и не только велосипед, но и теннис, и греблю, и ла-кросс (в США), и даже хоккей!*** Разумеется, занятия спортом почти всегда требуют разумной одежды. Именно так стал называться стиль передовой женщины тех лет – rational dress.

Любопытным фактом для меня была история австралийской супружеской четы Мэддок. Эти любители экстремального спорта совершили велосипедные путешествия из Сиднея в Мельбурн (800 с лишним километров) и Брисбен (порядка тысячи километров). На фотографии, сделанной в 80-е годы 19 века, оба с серьезным видом восседают на велосипедах, причем на даме надета юбка и кокетливая шляпка****. Неизвестно, в таком ли виде она совершала эти невероятные путешествия, – в любом случае, даже сегодня далеко не всякий проделает такой путь, несмотря на наличие исключительно удобной спортивной формы.

Австралийский взгляд на проблему женщин в штанах отражен в иллюстрациях из периодической печати того времени, и он также неоднозначен. Вот например, фрагмент карикатуры, появившейся 1 апреля 1896 года в Illustrated Australian news:


Рисунок был озаглавлен «Культ современной девушки» и сопровождался целой поэмой в восьми четверостишиях, прочесть которую, увы, не позволяет качество фотографии.

При этом автор следующего рисунка из этого же издания явно не глумится, называя его «Практичное платье». Наоборот – вполне себе образ энергичной современной леди.

Характер этой иллюстрации (1894 год) я разгадать не смогла. Дама в блумерах с явным недоумением смотрит на велосипедисток, щеголяющих во «французских» костюмах, явно далеких от скромности: на одной из девушек вообще надеты чуть ли не жокейские джодпуры (обтягивающие штаны для верховой езды). Что хотел сказать автор? Реклама это или насмешка?

Неодобрительное отношение общества к эмансипированным «всадницам» в 19 веке не сводилось только лишь к порицанию «извращенной» одежды. Для многих – главным образом, для мужчин – велосипед стал символом пугающей женской свободы. Даже облаченная в длинную юбку, жена (реальная или потенциальная) теперь могла легко выбраться за пределы дома и отправиться куда угодно (читай: в объятия любовников). Впрочем, мужских страхов в те времена хватало и без велосипедов – чтобы это ощутить, достаточно посмотреть на подборку карикатур против суфражисток у b_a_n_s_h_e_e.

Для самих этих жен и невест «железный скакун» стал первым шагом к равноправию. Внешний вид австралийских дам на фото ниже не оставляет сомнений в их взглядах на жизнь: костюмы такого типа, не сшитые на заказ, а купленные готовыми (tailor-made suit), – простого покроя, из плотных и немарких тканей – были, как и велосипед, признаком «новой женщины»: активной, стремящейся к знаниям и обладающей правом голоса.

С велосипедом связано еще одно распространенное в конце 19 века заблуждение: считалось, что этот вид отдыха ведет к женской мастурбации. По этому поводу в медицинских кругах шли жаркие споры. Однако же им не суждено было сыграть сколь-нибудь существенную роль в истории «новых амазонок»: в конце 1890-х за подозрительным занятием – катанием на трицикле – была замечена сама королева Виктория, которая, вдобавок к этому, снабдила велосипедами своих дочерей. Тогда же, в 1897, художник Альфонс Муха использовал один из своих нежнейших женских образов для рекламного постера Cycles Perfecta. Мир менялся.

Иллюстрация найдена в интернете.

В заключение – курьезное фото, не имеющее, казалось бы, прямого отношения к теме, но непосредственно связанное с Австралией рубежа веков, женщинами и велосипедами.

До свидания, мама!

Лихая аборигенская спортсменка окончательно убедила меня сесть и написать все вышеизложенное, и я рада, что сделала это. Не претендуя на полноту и всеохватность обзора, я, тем не менее, надеюсь, что кому-нибудь он поможет узнать чуть больше о прошлом, которое, при всей кажущейся его иллюзорности, дало нам тот мир, в котором мы живем сейчас.

Права на изображения, использованные в статье, за исключением особо оговоренных случаев, принадлежат Библиотеке штата Виктория и Roger Vaughan Personal Collection.

*Источник – И.С. Кон «Любовь небесного цвета».
**Суфражистки – участницы женского движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение получило распространение во 2-й половине 19 – начале 20 вв. в Великобритании, США, Германии и некоторых других странах.
***Источник – History of Women in Sports Timeline.
****К сожалению, фотография была скверного качества, и я даже не стала ее сканировать. Источник – книга “Colonial ladies” Maggie Weidenhofer.
« Последнее редактирование: 14 Марта 2009, 22:58:10 от Pigled » Записан

Велосипед падает без движения вперед. Не изобретайте его - просто купите и катайтесь
Pigled
Веломонстр
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 554


Стахановец


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 14 Марта 2009, 23:01:27 »

Ну что, девчонки, представляете теперь каково біло вашим прабабушкам сесть на велики?  Подмигивающий
Записан

Велосипед падает без движения вперед. Не изобретайте его - просто купите и катайтесь
Страниц: [1]   Вверх
Печать
Перейти в:  

Подпишитесь на RSS-ленту!